История детского дома

 В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 09.08.1956 года №1106 «О мерах улучшения воспитания детей, оставшихся  без попечения родителей» была основана школа-интернат №1. На основании решения горисполкома №18/15-3 от 19.09.1959 года и решения №1/12-9" от 12.01.1960 года был принят в эксплуатацию учебный и спальный корпус по ул. Строителей, д:49.
Стержнем воспитательной работы было решено сделать систему патриотического воспитания. Главное место в этой системе отводилось дружбе Комитетом Государственной безопасности Омской области.
Решением отдела народного образования исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся №12/26 от 07.10.1963. школа-интернат №1 стала именоваться общеобразовательной школой интернатом имени Ф.Э.Дзержинского.
Решением Омского облисполкома №249 08.08.1985 года «О сети школ» п.4: «Школа-интернат №1» реорганизована в «Детский дом №1» смешанного типа для детей-сирот школьного и дошкольного возраста.
Поселили в детском доме детей от трех до 18 лет и создали 8 групп: одну для дошкольников и семь - для  учащихся школьного возраста. Перед администрацией и педагогическим коллективом встала задача: комплектование групп детей по возрасту и распределение по общественным вопросам.
По инициативе первого заместителя начальника Управления народного образования Омского Облисполкома М.А.Руденка, в 1987 году «Детский дом №1» был назван «Домом детства». В систему работы с детьми были внесены элементы подлинной семейной обстановки, семейного воспитания: созданы разновозрастные группы, включающие совместное проживание детей родственников; проведена реконструкция помещений; созданы условия, приближающие воспитание к жизни в семье. Это способствовало укреплению родственных связей и стремлению беречь свой родной очаг, быть рачительными, бережливыми хозяевами. Для формирования гармонически развитой личности каждого ребенка вовлекали в работу многочисленных кружков и спортивных секций.
По приказу Управления образования Администрации города Омска №28 от 10.03.1995 года «Детский дом №1» стал именоваться Муниципальным образовательным учреждением «Детский дом №1» смешанного типа.

 


В штатном расписании детского дома появились социальные педагоги,
занимающиеся защитой интересов воспитанников, имущественных, жилищных прав
детей.
В 1998 году приказом Управления образования Департамента социального развития №4 от 08.01.1998 года детскому дому дано определение: Муниципальное воспитательно-образовательное учреждение для дестей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смешанного типа «Детский дом №1».
В воспитательной работе был акцент на учет психологических особенностей детей. В штате педагогов появился психолог.
По приказу Управления образования Администрации г. Омска №889 от 25.10.2002 года переименовали в Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, «Детский лом №1». В 2005 году Юбилей 20 лет Детского дома.
Деятельность детского дома регулируется уставом Муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом №1». Устав утвержден приказом заместителя начальника управления образования администрации г.Омска от 25.10.2002 №899, согласован с директором департамента недвижимости администрации г.Омска.
17 мая 2006 года по Распоряжению Правительства Омской области от 17.05.2006 года №77-рп Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и 'детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №1» принято в собственность Омской области.
По Распоряжениям Министерства имущественных отношений Омской области №754-р от 27.06.2006 и Министерства образования Омской области 829 от 29.06.2006г. переименовано в Государственное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №1». Свидетельство о государственной регистрации права от 27 июня 2007 года.
Юридический адрес: 644088, г. Омск ул. Строителей, д,49.
Структура штатов: по данным на 1 сентября 2006 года в детском доме работает:1 директор, 1 заместитель директора по учебно-воспитательной работе, 1 заместитель директора по административно-хозяйственной части, 33 педагога, 1 психолог, 3 социальных педагога, 1 музыкальный руководитель, 1 педагог-организатор, 4 педагога дополнительного образования, 3 учителя-логопеда; заведующий библиотекой, 1 секретарь, 7 медицинских и 45 технических работников.
Детский дом полностью обеспечен5 педагогическими кадрами, которые работают с 136 воспитанниками. Их главная задача - создание условий для личностного развития ребенка в условиях детского дома, его самореализация, подготовка к жизни в обществе.
Педагоги детского дома работают над реализацией следующих задач:
- обеспечение    полного    усвоения  государственного стандарта образования воспитанниками;
- усвоение нравственных ценностей русской и мировой культуры
- развитие качеств, необходимых для успешного продолжения образования или получения среднего профессионального образования.
- Формирование установки на самовоспитание на основе общечеловеческих гуманистических ценностей.       - обеспечение готовности вести здоровый Образ жизни, распространять эту позицию
среди других людей:
сбрйентированнйх  на выбор профессии,
- развитие интересов и склонностей,
готовности к жизни в обществе.
Педагогический коллектив детского дома работает также над обеспечением:
социальной защиты ребенка, его адаптации к современной жизни;
психолого-педагогического сопровождения воспитанников;
медико-психологической реабилитаций детей;
профессиональной ориентации выпускников !
• методической оснащенности образовательного процесса.
Также 2001-2004 г. Разработан ряд комплексно-целевых программ, которые успешно реализуются в образовательном процессе детского дома:
- «Социальная адаптация воспитанников детского дома»
-«Выявление природных задатков и развития творческих способностей детей детского дома»
-«Психолого-педагогическое сопровождение выпускников «группы социального риска»
- «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение воспитанников детского дома»
-  «Правовое и патриотическое воспитание - одно из условий для личностного развития ребенка, его самореализации в условиях детского дома»;
-  проект программы «Шаг навстречу»
Разработана программа оздоровления, детей «помоги себе сам». Результат -значительное снижение простудных заболеваний детей и сотрудников детского дома.
В целях духовного оздоровления 'воспитанников под патронажем Митрополита Тарского Феодосия на базе детского дома' двенадцать лет работает воскресная школа. В 2002 году построена единственная в Сибири| Домовая церковь «Покрова». Опыт по духовно-нравственному воспитанию одобрен в регионе, рекомендован для  работы в детских домах Омской области и города Омска. В 2004 году построена и освещена Митрополитом Тарским Феодосием православная библиотека, фонд библиотеки постоянно пополняется.
В сентябре 2005 года был открыт центр детского православного творчества, в котором воспитанники занимаются декоративным творчеством. В рабочей комнате проходят занятия кружка по художественной вышивке, одним из направлений является вышивка икон. А также в нашем доме есть «Дорога к храму».

В 2006г. создана «Икона «Собор святых отроков -и младенцев» и освещена Митрополитом Омским и Тарским Феодосием. - единственная икона, которая есть только в нашем доме. В феврале 2006 года воспитанник детского дома Проказин Максим вышил икону Козельщанской Божьей Матери. После этого дети решили подарить вышитую икону Владимиру Владимировичу Путину и передали через митрополита Омского и Тарского Феодосия. Он отвез ее в Москву Патриарху Алексею II, который в свою очередь преподнес икону президенту.

31 мая 2006 года детский дом посетил   полномочный представитель РФ в Сибирском округе Квашнин А.В., вместе с представителем правительства и губернатором Омской области Полежаевым Л.К.
Квашнин А.В. передал воспитанникам подарок от президента РФ Путина В.В.: ноутбуки, цифровой фотоаппарат и видеокамеру, а самое главное портрет президента подписанный им лично. Также воспитанников ожидала увлекательная поездка к морю летом 2006 года.
В сентябре 2006г. Главным инспектором в Омской области аппарата полномочного представителя президента РФ' в Сибирском федеральном округе Мироновым В.Г. была передана в детский дом от Квашнина А.В. семейная икона «Воскресение Христово».
В текущем делопроизводстве изданы приказы о назначении лица, ответственного
за архив, о создании экспертной комиссии. В 2004 году разработаны все нормативные документы (положение об архиве, об экспертной комиссии, номенклатура дел МОУ, индивидуальная инструкция по делопроизводству). Дела заводятся в соответствии с номенклатурой дел, текущее делопроизводство соответствует правилам.
В детском доме ведутся и хранятся следующие документы по личному составу:
книги приказов с 1984 года;
личные дела сотрудников с 1985 года;
карточки формы Т-2 с 2002 года;
книга учета личного состава с 1977 года;
журнал движения трудовых книжек с 1978 года;
лицевые счета по начислению заработной платы с 1998 года;
Проведена техническая обработка дел. Личные дела сохранились не полностью, с 1978 по 2006 годы сформированы по годам, по алфавиту, с неполным составом документов.
Приказы по личному составу велись в рукописном варианте с приказами по основной деятельности в одной книге за несколько лет.
На документы по личному составу составлена опись за 1956-2006 годы на 71 дело. Дела описаны впервые. К описанию составлена историческая справка, титульный лист.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 09.08.1956 1106 «О мерах улучшения воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» была основана школа-интернат № 1Г7
Кирющенко Михаил Макарович, первый директор школы-интерната № 1. (Годы работы: с 1956г. до 1973 г.). Участник Великой Отечественной войны, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РСФСР.
Прекрасный     организатор.     Благодаря     энергии     и настойчивости   директора   в   школе-интернате   сложилась образцовая система патриотического воспитания детей. Вначале классы размещались в здании, которое ныне занимает школа-интернат №4 по адресу: проспект Культуры № 16. Начало учебного года было перенесено на III четверть в связи с окончанием оформления помещения, на основании решения горисполкома № 18/15-4 от 19.09,1959 года и решения № 1/12-9 от 12,01,1960 года был принят в эксплуатацию учебный и спальный корпус по ул. Строителей, 49 |
Основными задачами учебно-воспитательной работы учреждения были определены следующие:
создание  благоприятных  условий,   приближенных  к  домашним»
способствующие   умственному,   эмоциональному   и   физическому
развитию личности воспитанников;
обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической
реабилитации и социальной адаптации детей;
освоение  воспитательно-образовательных  программ,   обучение   и
воспитание в интересах личности, общества и государства;
обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществлять на
основе полного и частичного государственного обеспечения;
охрана прав и интересов воспитанников.
Основными документами, отражающими деятельность школы-интерната № 1 являются приказы и постановления Совета Министров СССР, Министерства просвещения РСФСР, решения горисполкома и облисполкома, протоколы совещаний педсоветов, протоколы совещаний при директоре, годовые планы по учебно-воспитательной работе, документы проверок вышестоящими организациями, протоколы совещаний профсоюзного комитета,
В соответствии с решением облисполкома от 18.08.59 года № 16/010 «О переводе школ на 11-летнее обучение» школа-интернат № 1 стала 11-летней. По отчету облоно о работе детских домов в 1959-1960 году (Ф.Р. 851 госархива), сеть детских домов сократилась за счет перевода их и открытия школ-интернатов.
Основная задача, поставленная перед коллективами данных учреждений -повышение успеваемости воспитанников. Для этого рекомендовано: улучшить связь школ и детских домов, учителей и воспитателей школ-интернатов;пересмотреть воспитательский состав и всех лиц* не обеспечивающих
работу, освободить от должности; усилить методическую работу с работниками детских домов и школ-
интернатов (организовать методические уголки и кабинеты в этих учреждениях,, оформить оответствующими материалами,, обобщать лучший педагогический опыт).
Выполняя Постановления Совета Министров СССР от 09.08.56 г. № 1106 «О мерах улучшения воспитания детей., оставшихся без попечения родителей», в целях повышения идейно-политического воспитания педагогический коллектив школы-интерната № 1 принял решение проводить еженедельно шлшзшформщии по материалам газет «Пионерская правда», «Комсомольская правда»,, «Молодой сибиряк». По инициативе директора школы-интерната Кирющенко Михаила Макаровича, коллектив учителей, воспитателей и воспитанников включился в борьбу за "право присвоения школе-интернату имени Ф.Э, Дзержинского,
3 ) Стержнем воспитательной работы было решено сделать систему патриотического воспитания, Главное место в этой системе отводилось дружбе с Комитетом Государственной безопасности Омской области^ Шефство работников Омского КГБ над воспитайниками школы-интерната подсказало главную идею патриотического воспитания:
«Юноше» обдумывающему житье» Решающему, сделать бы жизнь с кого.
Скажу, не задумываясь: « Делай ее с товарища Дзержинского !»
Личность Дзержинского., который сумел в суровые годы гражданской войны успешно решить проблему беспризорности детей» была особенно значима в шкоде-интернате дм детей-сирот, Начался сбор материалов о жизни и революционной деятельности Дзержинского, Подбирались книга, документы, фотографии о железном Феликсе, воспоминания о нем его соратников, С 1963 года началась переписка с женой и другом Феликса Софьей Сигизмундовной, Вскоре была организована экскурсия в Москву и группа воспитанников встретилась с Софьей Снгшмущшнон,
Очень скоро к материалам о Дзержинском добавились материалы о старых большевиках» о чекистах, о пограничниках, Особое внимание уделялось роли библиотек* читальных залов. Появилась новая форма воспитательной работы «Устные журналы». Интересно и торжественно отмечались в школе-интернате праздники, посвященные политическим событиям в стране, К проведению их тщательно готовятся в группах и кружках.
ГРешедаем отдела народаого образования исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся от 07,10,1963 года № 12/26 школа-интернат №> 1 стала именоваться общеобразовательной школой-интернатом им, Феликса Эдмундовича Дзержинского.
В процессе работы школы за право носить имя Ф.Э. Дзержинского наладилась дружба с Управлением Комитета Государственной безопасности при Совете Министров Омской области, Вскоре чекисты стали законными шефами, их влияние на воспитание детей было повседневным, целеустремленным^
В сентябре 1965 года на торжественной линейке, посвященной дню рождения Ф.Э. Дзержинского с напутственным словом перед воспитанниками интерната выступил генерал-майор УКГБ Лякишев Михаил Андреевич. От имени руководства Управления КГБ был зачитан НАКАЗ Омских чекистов,
НАКАЗ
Омских чекистов юным дзержинцам подшефной школы-интерната № 1 имени Ф.Э. Дзержинского.
В день рождения Ф.Э. Дзержинского Омские чекисты дают вам НАКАЗ свято нести имя верного соратника В.И.Ленина, выдающегося деятеля нашей партии « государства «Железного рыцаря революции». Юным дзержинцам школы необходимо в жизни и учебе соблюдать следующие советы:
По-дзержински выполнять заветы В.И. Ленина: «Учиться, учиться и учиться».
Гордиться высоким званием «дзержинец», В школе, в общественных местах быть скромными, подтянутыми, вежливыми, бдительными.
Уважать труд, не бояться черновой работы.
Беречь народное добро, не мириться с небрежным отношением к нему.
По-дзержински выполнять все приказы; получил его - думай, как лучше выполнить.
Весело и регулярно отдыхать, готовя себя к дальнейшей работе.
Спорт - для всех юных дзержинцев; волю и характер закалять в
спорте.
Следопытам-дзержинцам продолжать сбор материалов о Феликсе Эдмундовиче и его соратниках.
Свято соблюдать установленные в школе традиции, связанные с именем Дзержинского.
Каждому пионерскому отряду хорошими делами в учебе, труде и спорте добиваться присвоения имени героя-чекиста.
Давая НАКАЗ Омские чекисты совместно с педколлективом школы-интерната нацелили ребят на ответственное отношение к любому заданию, поручению в повседневной жизни детей.
На этой же линейке секретарь партийного комитета УКГБ Плеханов А.Г. вручил школе большое бархатное знамя как символ тесной связи чекистов и юных дзержинцев школы. Это знамя выносилось на все торжественный линейки школы; в будни оно стояло в вестибюле школы в футляре из оргстекла.
В школе-интернате накапливался богатый материал о гражданской войне, об Омске,
В дальнейшем появлялись материалы о великой Отечественной войне (в частности, о комсомольцах-людиновцах, об Александре Матросове и его подвиге). Постепенно стала видна работа ОФОРМИТЕЛЬСКОЙ группы, которая подбирала книги, документы в специальные витрины,, яркие говорящие стенды.
Например, была витрина с книгами, на которых оставили свои автографы С,С, Дзержинская, старые большевики Сергей Уралов, Сорокин, Переписке Софьи Сигизмундовне был определен особый стенд.
Большую любовь и старание проявляли воспитанники к созданию макета шалаша В.И. Ленина в Разливе и макета «Взятие Зимнего Дворца».
Для собранных материалов в школе-интернате было выделено помещение, и с 1963 года стал функционировать музей, который вначале называли музеем Боевой Славы, а с 1964 года - музей Ф.Э. Дзержинского «Факел».
С 1965 года была заведена книга отзывов для посетителей музея. Первая запись в этой книге датирована 30 октября 1965 года. Вначале слова благодарности относились к Михаилу Макаровичу за страстный интересный рассказ о Дзержинском. Потом посетители музея стали отмечать работу воспитанников-экскурсоводов. Оформилась ЛЕКТОРСКАЯ группа. На страницах книги отзывов называются фамилии учащихся, подготовивших серьезные познавательные выступления по различным темам деятельности Ф.Э. Дзержинского и его соратников. Это экскурсоводы : Володя Кутал, Наташа Демьянова, Тамара Харитонова, Юра Половников.
Работа музея, его влияние распространялась среди школ нашего города, области, а вскоре далеко за пределами нашей области; от Москвы до Дальнего Востока. Посещали музей ученики многих школ нашего города. Трудно перечислить все школы, из которых ребята оставили свои отзывы, Они восхищались оформлением музея, содержанием выступлений экскурсоводов, поделками ребят, их самодеятельностью, Из книги отзывов становится ясно, что пример воспитания учащихся через работу музея берут на себя другие школы. Об этом пишут пионеры школы № 109 (19.11.1968 года); пионеры Баянаульской восьмилетней школы Павлодарской области: «Мы постараемся сделать и работать так^же, как вы... , чтобы в нашей школе был музей Боевой Славы» (16.06,1968 -'года). 29.12.1969 года посетили музей воспитанники Петропавловского детского дома Муромцевского района, вскоре у себя они организовали музей Ф.Э, Дзержинского.
Каждую неделю приходили в нашу школу-интернат гости с целью познакомиться с работой музея. Кроме школьников города Омска, приезжали в мгузей студенты исторического факультета педагогического института, ученики ГПТУ № 1, ОМУ № 1, ОМЖДУ, юные следопыты области, спортсмены города Междуреченска Кемеровской области (02,01,1969 года), участники зональных соревнований (05,01.1969 года), пионерский штаб «Орленок» Советского района (22,02,1971 года), делегация Московской школы № 354 (22.06.1969 года), учащиеся Саргатской средней школы (17.05,1969 года), Шербакульской школы-интернат, Москаленской средней школы (29.11.1970 года), ученики-краеведы
школы-интерната № 4 г. Тюмени (07.11,1968 года),
На базе музея «Факел» школ|-интерната№ 1 проводил ежегодно межобластные семинары старших воспитателей школ-интернатов, межобластные семинары старших пионервожатых областной институт усовершенствования учителей. Такая популярность Музея стала возможной, благодаря активной работе ОРГАНИЗАЦИОННОЙ группы.
Все больше школ объединялись для совместной работы по воспитанию на примере Дзержинского, за право школы носить имя Дзержинского. 03.12.1967 года была встреча с дзержинцами школы № 233 города Москвы; 14,03.1970 года - встреча с дзержинцами Новомихайловской средней школы Татарского района Новосибирской области; 30,06.1970 года - встреча с краеведами Качирской средней школы № 1 Павлодарской области.
Согласно постановлению Бюро Горкома КПСС № 7/6 от 04.03.65 года за детскими домами и школами-интернатами закреплены шефы-предприятия г. Омска.
Школа-интернат № 1 имени Ф.Э. Дзержинского стала подшефным учреждением Омского нефтеперерабатывающего завода. Администрация, рабочие» ветераны завода «отеческой заботой и лаской окружают ребят, помогают им в оформлении помещения, рассказывают об истории завода, участниках Великой Отечественной войны, прививают детям любовь -в=-к друзьям-товарищам, помогают педагогам в воспитании ребят»
(«Омский нефтеперерабатывающий». Омск 1995 стр, 114)
Требовалось школе-интернату все больше материальной помощи. Постановление Совета Министров СССР № 1106 указывало на недооценку работы попечительских советов: «Недопустимо в работе попечительского совета компанейщина».
В Советском районе г. Омска попечительский совет возглавил председатель РИК, и помощь его была постоянной, а не приуроченной к какой-либо дате. Шефы помогали школе-интернату материально, а воспитанники работали у шефов на общественных началах,
С начала 60-х годов и у школы-интерната за городом появилось свое подсобное хозяйство, там работали в штате интернате пчеловод (Тулинов Б.Н.), свинарка (Кушникова А.М.), конюх и сторож (Кочкурин Н.В.). Учащиеся городским транспортом приезжали на подсобное хозяйство и вносили свой посильный труд в улучшение питания воспитанников. Со временем из учащихся старших классов организовалась ученическая производственная бригада.
Организация учебно-воспитательной работы помогла педагогическому коллективу школы-интерната № 1 добиться положительных результатов в успеваемости школьников.
Итоги успеваемости за 1964-1965 учебный год. Всего учащихся 416 человек. Переведено в следующие классы - 387; оставлено на второй год - 27, на осень - 2; учатся на «4» и «5» -150; процент успеваемости - 93,2 (Ф.Р. 1068).
Итоги успеваемости за 1969-1970 учебный год. Всего учащихся 342 человека. Учатся на «5» - 12 ; на «4» - 133, на «2» - 7, успеваемость - 97,9 % (Ф.Р. 1389).
Итоги успеваемости за 1971-1972 учебный год. Всего учащихся 376 человек. Учатся на «5» - 8; на «4» и «5» - 130; на «2» -5. Успеваемость - 98,6 % (Ф.Р. 1386).
Итоги успеваемости за 1972-1973 учебный год. Всего учащихся 365 человек. Учатся на «5» - 10; на «4» и «5» - 127; на «2» -5. Успеваемость - 98,6 % (Ф.Р. 1419),
Семидесятые годы знаменовались такими событиями, как ХХХ-летие Победы в Великой Отечественной войне и ХХУ съезд КПСС.
Прыгмна Надежда Константиновна, директор школы-интерната № I с 1974 по 1982 год. Отличник народного просвещения. Требовательный       администратор,       обладающий талантом педагогического такта. Открытый, простой человек. Великая труженица, не гнушавшаяся никакой работой.
Во второй половине 70-х годов в школе-интернате значительно улучшилась работа по совершенствованию методического мастерства учителей и воспитателей. Особое внимание уделялось повышению педагогического образования сотрудников: за годы работы директором Прыгиной Н.К. в коллективе 8 человек окончили педагогические вузы.
Продолжалась работа по воспитанию ^ на примере жизни и деятельности Ф.Э. Дзержинского, его соратников и последователей. Руководила советом музея «Факел» учитель математики Клавдия Петровна Банникова. Она была страстным пропагандистом воспитательных идей. Для Дзержинского характерны вера в грядущее, думы о будущем. А будущее - это подрастающее поколение, которое должно вырасти достойным своих отцов.
Крепла дружба с Управлением Комитета Государственной безопасности при Совете Министров Омской области. Ребята постоянно ходили к чекистам с приветствиями, отчетами; проводились встречи с генералами Управления КГБ. Большую активности школьников вызывали праздники строя и песни, где строгую оценку ставили чекисты. Игра «Зарница» также проводилась с участием чекистов и комсомольцев нефтекомбината.
Работа педколлектива и воспитанников школы-интерната значительно активизировалась в связи с подготовкой и празднованием 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Был составлен обширный план, продуманы новые формы соревнования в дружине и отрядах.
Результаты соревнования по пунктам обязательств обсуждались сначала на заседании совета дружины; затем на педагогическом совете утверждались правофланговые отряды - победители соревнования. Вся эта работа завершалась изданием приказа по Управлению КГБ о присвоении победившему отряду имени Героя Советского Союза и вручением его на торжественной линейке.
Помещение музея «Факел» расширили; оборудовали 2 отделения: 1-е - посвящено революционным традициям, 2-е - трудовым традициям советского народа. На обновление оформления музея шефы -нефтекомбинат выделили 40 тысяч рублей.
При музее «Факел» работал КИД (клуб интернациональной дружбы). Руководила им учитель немецкого языка Давыденко Нина Петровна. Клуб знакомил учащихся с историей и жизнью нашей многонациональной Родины, с интернациональными традициями и делами советской молодежи; с борьбой народов за мир и свободу; с положением детей и классовой борьбой трудящейся молодежи капиталистических стран. В КИДе «Дружба» работа велась через секции «Мое отечество - СССР», «Друзья разноцветных галстуков», прессцентр, лекторскую группу, секцию организаторов мероприятий.
КИД провел митинг солидарности с народом Чили; завязал дружбу с детьми Туркмении, наладил контакт с учащимися школы-интерната города Барановичи (Белорусская ССР). Были встречи с комиссаром полка Малицким И.Е., со специалистом, побывавшим во Вьетнаме, майором Баштанник А.М., с майором медицинской службы Мироновым В.М., проживающим в ГДР.
Регулярно оформлялись стенгазеты: ко Дню рождения ГДР, ко Дню юного антифашиста. В честь Дня юного антифашиста была проведена линейка: горит Вечный огонь, входит комиссар полка имени Матросова, и президент КИДа Дмитриева подает команду: «Внести знамя !». Чтецы в составе 25 человек рассказывают о юных антифашистах мира.
Силами КИДа проведен форум «Мы обвиняем!». Каждый класс подготовил политический плакат по данной теме. Гость форума бывший узник Освенцима товарищ Дорморос В.И. рассказал о злодеяниях фашистов. Выступления сопровождались мелодией песни Вано Мурадели «Бухенвальдский набат».
По группам проводились беседы, лекции, доклады о Советской армии и ее традициях, о военных профессиях. Была проведена читательская конференция «Пусть все люди позабудут слово страшное «война». Пусть всегда на свете будет счастье, радость и весна».
С большим желанием дети приняли участие в конкурсах стихов и рисунков по героико-патриотической тематике; участвовали во Всесоюзном конкурсе рисунков к 30-летию победы «Я вижу мир», «Наша Победа».
Было написано и оформлено много творческих сочинений и альбомов. В каждом отряде проведены пионерские сборы, трудовые вахты по озеленению территории, посвященные знаменательной дате.
Со 2 по 9 мая 1975 года приняли участие во Всесоюзной неделе «Вахта памяти»: просмотрели и обсудили кинофильмы, посвященные теме «Написано войной»; совершили экскурсию в Комнату Боевой славы Высшего командного танкового училища, в Дом офицеров
Омского гарнизона; участвовали в операции «Красные звезды Тимура» (по оказанию помощи инвалидам Великой Отечественной войны и семьям воинов, отдавших жизнь за освобождение Родины от фашистов). На могилы воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, были возложены цветы.
По информации из Гос. архива (Фонд 1272, дело 1575) от 28.09.1976 г. , в парторганизации школы-интерната № 1 6 коммунистов. Коммунист Прыгина Н.К. руководит комсомольской работой. На открытых пар^обраниях с приглашением шефов заслушивались вопросы партруководства общественными организациями школы, о детском самоуправлении, о работе пионерской организации. На открытом партийно-комсомольском собрании «Учеба - твой главный труд, комсомолец» ребята приняли обязательства по достойной встрече ХХУ съезда КПСС. Контроль за выполнением комсомольских поручений возложен на комсомольское бюро и штаб «Знание».
24.02.1976 г. был открыт ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза. На съезде прозвучала триединая формула главных аспектов воспитания человека: выработать у всех питомцев советской школы такие качества, как высокий уровень гражданской зрелости, активная жизненная позиция, сознательное отношение к труду и общественному долгу. Это явилось важнейшей комплексной задачей школы, объединяющей идейно-политическое, трудовое и нравственное воспитание.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.12.1977 г. «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» ставилась перед педагогами нашей школы-интерната : выпускники за период учебы должны овладеть глубокими знаниями основ наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определенной профессией.
Педколлектив приступил к совершенствованию кабинетной системы преподавания. По справке обложена начало 1977-78 учебного года было оформлено 10 кабинетов по всем предметам. Учителя стали шире использовать технические средства обучения на уроках, а воспитатели - во внеклассной работе. Отмечался кабинет начальных классов (учителя Петрачук Екатерина Федоровна и Тимкина Галина Петровна). В кабинете методический и дидактический материал был систематизирован так, что для каждой новой темы урока была подготовлена отдельная папка.
Успеваемость в школе-интернате в течение нескольких лет держалась на уровне 99,2 %. Хорошие показатели были и по трудовому обучению. Шефы - нефтеоргсинтез помогли закупить станки для обучения
слесарному делу и для обработки древесины. Ребята отчитывались перед шефами, демонстрируя свои работы на выставках.
Если приказом по Облоно № 48 от 15.07.1975 г. было отмечено, что «школа-интернат № 1 ... не принимала участие в областных соревнованиях на протяжении ряда лет», то в 1978 г. был полностью реконструирован стадион. Педагогический коллектив добивался, чтобы каждый ученик сумел сдать норму ГТО.
По итогам социалистического соревнования по подготовке школ к новому учебному году Советский роно и райком профсоюза представили Прыгину Надежду Константиновну в Министерство просвещения СССР к награждению знаком «Победитель социалистического соревнования 1978 года», знаком «Победитель социалистического соревнования 1979 года», а также Почетной грамотой Министерства просвещения СССРК^, ЦК профсоюзов работников просвещения высшей школы и научных учреждений от 19.07.1979 г.
Выполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» от 12 апреля 1984 г. № 313 (Постановление о Реформе школы) выпало на период деятельности педагогического коллектива школы-интерната № 1 под руководством директора Люботы А, Д.
Любота Анна Даниловна с 1965 г. работша в школе-интернате № 1 заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а с 01. 02. 1982 г. по 01. 07. 1986 г. дирешпором.
Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РСФСР» награждена медалью «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» и значком «За творческий педагогический труд».
Директор Любота А.Д. имела отличную научно-теоретическую подготовку и большой опыт организационно-хозяйствен) юй работы.
Она уделяла много внимания обобщенгпо, и распространению передового     педагогического опыта. Под ее руководством произошла реорганизацияшколы-интерната № 1, на его базе в 1985 г. был открыт детский дом № ,.
К 1982 г. в школе-интернате № 1 установились постоянные традиции, создававшие определенный революционный пафос, который являлся основой воспитания у детей чувства любви к своей Родине.
В феврале 1982 г. школа-интернат отмечала свое двадцатипятилетние. В архиве школы имеется письмо руководства и партийного комитета УКГБ СССР по Омской области, в котором омские чекисты поздравили педагогический коллектив и выразили «признательность за подвижнический труд в деле воспитания строителей коммунистического общества».
Через музей «Факел» продолжалась переписка с музеями страны, поиск людей, знавших Феликса Эдмундовича Дзержинского, поиск героев-чекистов. Совет музея поручал каждому классу вести переписку с определенными лицами.
Содержательная поисковая работа детей вознаграждалась присвоением отрядам имен Героев Советского Союза. В дружине школы-интерната № 1 были отряды имени Дмитрия Михайловича Карбышева, Николая Ивановича Кузнецова, Лени Голика, Филиппа Антоновича Комкона, Рихарда Зорге и других.
Встречи с интересными людьми, живое общение с героями войны и труда имели практическую ценность. Ребята стремились показать себя с лучшей стороны: все посещали кружки, спортивные секции, принимали участие в уборке урожая на полях совхоза ПО «Нефтекомбината».
По информации из облархива (фонд 1272, дело 1575) в школе-интернате работают 18 кружков: юный математик, юный физик, химик, умелые руки, литературно- драматический, географический, КИД и другие. 86 воспитанников посещают кружки внешкольных учреждений: Дом пионеров, Дворец «Химиков», шахматный клуб, плавательный бассейн и так далее. За каждым классным коллективом закреплены цеха каталитического производства ОНПК».
Оформление классных комнат включало материалы по Реформе школы, обязательства по производительному труду. В справке по итогам проверки учреждений интернатного типа (облархив: фонд 1272, дело 2497) говорится, что в 1985 г. «школа-интернат № 1 ... имеет рабочие места на участках базового предприятия». Кроме того,воспитанники получают подготовку в учебно-производственном комплексе Советского района (фонд 134, дело 1480).
В классных уголках помещены списки учащихся с поручениями, то есть в жизнь класса включались элементы самоуправления.
Общешкольная проблема «Нравственное воспитание учащихся» планировалась и осуществлялась как через работу музея «Факел» и общественно-полезный и производительный труд, так и путем повышения качества обучения школьников. Одной из первых в городе школа стала работать по кабинетной системе, воплощались в жизнь рекомендации омского профессора Ивана Михеевича Чередова по групповой работе.
Чтобы получать своевременно исчерпывающую информацию о состоянии обучения и воспитания, был улучшен внутришкольный контроль: регулярно проводились малые педсоветы, совершенствовалась методическая работа. Большое внимание уделялось планированию методической работы между заседаниями. Для педагогов-новичков было организовано наставничество, проводились специальные семинары.
Методический кабинет постоянно пополнялся рекомендациями: каким должен быть урок, самоподготовка, воспитательное мероприятие, клубный час. Обобщался лучший педагогический опыт. Были разработаны памятки «Учись учиться» по математике, географии и так далее. Сюда приходили за знаниями учителя и воспитатели школ-интернатов города Омска и области.
Школа-интернат была определена как базовая школа по методической работе и нравственному воспитанию. Кабинет руководящих кадров областного института усовершенствования учителей (зав. кабинетом Костенко Раиса Иосифовна) поручил педагогическому коллективу методическое шефство над средними школами поселка Дюбино. Взаимно обогащая друг друга, наши и сельские учителя проводили открытые уроки, семинары, тематические выставки, научно-практическую конференцию.
Укрепилась работа с шефами в создании материально-бытовых условий для воспитанников. Так на новый 1984-85 учебный год ремонтные работы планировались и проводились за счет шефствующего над школой-интернатом производственного объединения «Омскнефтеоргсинтез» (генеральный директор Микита В.П.):
1.    Отремонтирована кровля школы и перехода.
2.    Завершены штукатурно-малярные работы в школе, общежитии, столовой.
Выполнена капитальная работа по оборудованию душевых кабин и ванны.
Ремонт санитарно-технической системы в общежитии.
Проведен текущий ремонт фасада.
Пищеблок оснащен вновь приобретенным технологическим оборудованием:
холодильным   и   жарочным   шкафами,   электрокотлом.   Установлена вентиляция на пищеблоке.
Всего на 27000 рублей.
С    начальником ДРСУ-2 Парфеновым Н.А. было, заключено соглашение и
выполнены следующие работы:
Благоустройство территории, опалубка всех корпусов школы-интерната.
Ограждение вентиляционного устройства к пищеблоку.
Ограждение мусоросборника.
Ремонт хоккейной коробки.
Сварочные работы.

Решением Омского облисполкома № 249 от 08.08.1985 г. «О сети школ» л-4: «школа-интернат № 1 реорганизована в детский дом смешанного типа для детей-сирот школьного и дошкольного возраста».
Поселили в детском доме детей от трех до восемнадцати лет    и
создали восемь групп: одну для дошкольников и семь - для учащихся школьного возраста. Перед администрацией и педколлективом встала задача: комплектование групп детей по возрасту и распределение по общеобразовательным школам/т-Т^^Зй 86.
Следовало разработать систему совместной работы учителей школ и воспитателей детского дома по формированию познавательных интересов учащихся. Были спланированы совместные со школами педсоветы: «Учет индивидуальных особенностей ребенка в работе по формированию интереса к знаниям», «Преемственность использования наглядных пособий и ТСО на уроке и самоподготовке», «Взаимопосещения уроков и самоподготовки воспитателями и учителями».
Система совместной работы учителя и воспитателя давала возможность на уроках осуществлять связь учебного материала с жизнью школы, района. Воспитатели планировали внеурочную деятельность учащихся для закрепления материала, пройденного на уроке. Например, проводились экскурсии, связанные с темой урока, давались практические задания для закрепления вычислительных навыков, задания для развития речи детей.
Ежегодно проводился смотр накопленных в группах дидактических игр, памяток, картотек подвижных игр.
Библиотека детского дома имела 10205 экземпляров книг. По справке горисполкома (фонд 134, дело 1480) от 15.09.1986 г. \ «состояние книжного фонда хорошее, В достаточном количестве имеются книги по школьной программе, внеклассному чтению, периодические издания».
Творческий подход к обучению и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, расширил круг опытнейших педагогов детского дома. Лучшие из них: Базикова Галина Семеновна, Петрачук Екатерина Федоровна, Тимкина Галина Петровна, Валитова Галину Гавриловна - были награждены Значком «Отличник народного просвещения».
По  инициативе  первого заместителя  начальника Управления  народного
образования Омского облисполкома Михаила Александровича Руденка, в 1987 г. детский дом № 1 был назван «Домом детства Опыт Ульяновской области нашел практическое применение в нашем городе. Шереход на новый тип организации внутренней жизни детского дома был осуществлен под руководством директора А.Ф. Романено.|
Романепко Александр Федорович
(годы работы в детском доме № 1: с июля 1986 г, по август 1991 г.)
Отличник народного просвещения великолепно    методами
руководства педколлективом, поправлял усилия па создание атмосферы
деловитости и творческого    Оп начинал каждый день с обхода
всех групп, посещал воспитательные мероприятия и анализировал их па высоком методическом уровне.
В восьмидесятых годах расширилась сеть учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей. В Омской области список семейных детских домов открыл детский дом Ка 1. В систему работы с детьми были внесены элементы подлинной семейной обстановки, семейного воспитания':
созданы разновозрастные группы, включающие совместное проживание детей-родственников; в том числе дошкольного возраста.  Была   проведена   реконструкция   помещений;    громадные   спальни, напоминающие казармы, администрация детского дома разделила на небольшие уютные комнаты, где детей разместили по два-четыре человека, -    5 были созданы условия, приближающие воспитание к жизни в семье: каждая группа - семья проживает в отдельной квартире, в набор внутренних помещений включены прихожая, Столовая с кухней, игровая, спальни и т.д.. В спальнях уютно, есть все необходимое: шифоньер, письменный стол (для приготовления уроков), книжные полки, тумбочки (для каждого своя), настенные и прикроватные коврики, бра, мягкие стулья. В кухне поставили холодильник, гарнитур «Ирина», обеденные столы (для приема гостей и семейных торжеств), «Ирину» украсили наборы столовой и чайной посуды, новое штатное расписание воспитателей позволило осуществлять круглосуточное пребывание детей каждой группы с воспитателями и их .помощниками.
Чтобы подготовить взрослых к труду в новых условиях, директору детского дома А.Ф. Романенко и его заместителю по учебно-воспитательной работе Галине Петровне Балагбнской пришлось проделать большую разъяснительную работу.
Коллектив приступил к освоению методики воспитания Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинекого, А.С. Макаренко, организовал психолого-педагогическйе семинары по освоению этики общения в коллективе воспитателей, внутри семейной группы, между родственниками. Проявило активность методическое объединение воспитателей, где решались вопросы планирования, методики работы в разновозрастной группе.
Социальные преобразования в нашей стране предъявляли все более высокие требования к воспитанию каждого человека, к его психическому развитию. Становилось особенно актуальным формирование у детей активной жизненной позиции в труде, учении, общественной работе - во всех делах и поступках.
Педагогический коллектив выбрал общую проблему «Воспитание личности в условиях детского дома», работа группы (семьи), планировалась на четверть. Общий план детского дома служил основой для индивидуальных планов работы воспитателей, где дифференцированный подход к детям занимал ведущее место.
На первых этапах создания семейных коллективов позаботились об укреплении родственных связей, так как у братьев-сестер, разбросанных по разным группам и даже детским учреждениям, общих интересов не появлялось. Сейчас у детей воспитывалось стремление беречь свой родной очаг, быть рачительными, бережливыми хозяевами.
Воспитанники детского дома имели свободный доступ к своим вещам. «Нормы» одежды обнародованы, весят в группе, и дети знают, сколько и чего им положено иметь. И хотя в детском доме есть прачечная, дети семейных групп все стирали сами, приобретая под руководством воспитателя навык работы со стиральной машиной.
Суббота - день домашних дел, когда все заняты самообслуживанием. Делаются, как дома, генеральная уборка, стирка, чистка вещей. День завершался семейным чаепитием в кухне, которая во многих группах стала для детей любимым местом.
Автономия семейных групп не обедняла жизни детей. Общие дела детского дома сочетались с семейными: домашние спектакли, конкурсы типа «Элегант-89» и другие, домашние ателье с демонстрацией умения одеться и вести себя в обществе, календарные праздники в кругу семьи как продолжение общих праздников в детском доме.
Для формирования гармонически развитой личности каждого ребенка вовлекали в работу многочисленных кружков и спортивных секций.!  По справке Управления народного образования Омского облисполкома от 26.0471988 г. (фонд 1272, дело 2614): «Для организации спортивно-массовой и оздоровительной работы детский дом располагает:
Спортзалом 12x24 м с 4-мя баскетбольными площадками, воротами для игры в ручной мяч, гимнастическими стенками (6 шт.), волейбольными стойками, гимнастическими матами (11 шт.). Спортивный зал в хорошем состоянии.
Спортивным городком; перекладки (5 шт.), брусья (2 шт.), гимнастические стенки (3 шт.), лесенки (3 шт.), хоккейная коробка нестандартная.
Спортивный инвентарь имеется в достаточном количестве.
Работаю*?спортивные секции по волейболу, баскетболу, ориентированию, общая физическая подготовка 2 раза в неделю с каждой группой».
Кружки умелые руки, швейный, столярный демонстрировали свои поделки на выставках.
В музее «Факел» проводились лекции не только на героические темы, но и по вопросам истории культуры: « 180 лет со дня рождения Н.В, Гоголя», «60 лет «Литературной газете», «425 лет со дня рождения В. Шекспира» и многие другие.
Омское отделение союза художников подарило детскому дому № 1 и Исилькульскои школе-интернату 41 картину омских художников на сумму 6755 рублей (облархив'фонд 1272, дело 2614. Информация № 04-18 от 31.08.1988 г.). В детском доме оформлена постоянно действующая выставка картин этих художников.
В детском доме работали филиалы музыкальной школы № 10 и художественной школы района, а также кружки Дома пионеров Советского района, ПО «Нефтеоргсинтез» оплачивал работу фотокружка. Инструкторы областной станции туристов учили ребят ориентированию на местности, готовили к походам по родному краю. На базе детского дома работал филиал станции «Юный техник».
Во время летних каникул, когда младшие воспитанники отдыхали в пионерских лагерях, старшие ребята работали в лагере труда и отдыха (в плодо-овощном совхозе Дружино). Девушки и парни первую половину дня трудились на полях: высаживали рассаду, пропалывали, помогали в уборке урожая.
Ежедневно велся учет выполненной каждым подростком работы. За свой труд в конце сезона получали заработанные деньги, у некоторых это была приличная сумма для покупки наряда или вещи, о которой давно мечтали. Отлично работали такие ребята, как Саша Терлеев, Вова Малыгин, Саша Агатов, Сережа Соколенке.
В соответствии с Постановдением Совета Министров РСФСР от 18.11.1988 г. № 475 «О создании детских домов семейного типа» группы комплектуются по 15 человек, в штат детского дома введена должность психолога. Всего детей 126, из них сирот - 21, школьников - 109, дошкольников - 37.
1991-1992 учебный год начался под руководством исполняющего обязанности директора Олейниковой Е.Л.
Олейникова Елена Леонидовна с 1977 года работала в нашем детском доме старшей пионервожатой, потом воспитателем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В 1992 году по ходатайству педколлектива утверэ/сдена директором детского дома и работала до 1998,года.
Человек, досконально знающий воспитательную работу в детском доме, она удивляла тем, что на любом мероприятии для детей ли, для взрослых могла выступить с убедительным поэтическим словом. По свидетельству сотрудников, с ней было легко работать; она «подбрасывала» массу идей, которые затем раскручивали воспитатели в своей работе.
Девяностые годы были годами поиска новых идеалов. Но детский дом продолжал традиции патриотического воспитания. На торжественные праздники приходили работники Федеральной службы безопасности по Омской области; постоянно общалась с нашими детьми группа ветеранов Отечественной войны «Боевые подруги».
V/ /_1995 год. По приказу Управления образования Администрации города Омска от 10.03.1995 г.№ 28 детский дом № 1 стал именоваться Муниципальным образовательным учреждением «Детский дом № 1 смешанного типа».
В штатном расписании детского дома появились социальные педагоги, занимающиеся защитой интересов воспитанников, имущественных, жилищных прав детей.^
Согласно штатному расписанию на 1997 год структура детского дома № 1 следующая:
учебно-воспитательный отдел,
административно-хозяйственный отдел,
методический отдел,
методический кабинет,
отдел технического творчества,
отдел художественного воспитания,
отдел научно-профориентационной работы,
профсоюзный комитет.
В 1998 году приказом Управления образования Департамента социального развития от 08.01.1998 г. № 4 нашему детскому дому дано определение: Муниципальное воспитательно - образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смешанного типа «Детский дом № 1».
В воспитательной работе был акцент на учет психологических особенностей детей. В штате педагогов появился психолог. Семинары, методические совещания позволяли быть в курсе новых педагогических исследований. В октябре 1992 года Е.Л. Олейникова провела большой семинар с пед. коллективом, на котором были проанализированы недостатки личности воспитанника детского дома и даны основные направления их исправления. 02.09.1994 г. был проведен педагогический совет на тему «Современный ребенок и проблемы социально-психологической направленности в условиях семейного детского дома».
Проводилась масса общих мероприятий с целью расширения кругозора детей, эстетического воспитания. Неизменную активность вызывали такие конкурсы, как «Мисс-вдохновение», «Поле чудес»; музыкальные праздники, на которых выступал объединенный хор воспитанников и воспитателей (музыкальный руководитель Есаулова Тамара Михайловна).
В летнее время на все три сезона выезжали в пионерские лагеря. Старшие ребята под руководством инструкторов Станции юных туристов принимали участие в шлюпочных походах по Иртышу, выезжали в путешествие по Боровому. Несколько старших воспитанников работали в трудовом лагере в районе города Сочи.
В первой половине 90-х годов сохранялась активная помощь шефов -Производственного объединения «Нефтеоргсинтез». За счет шефов был проведен капитальный ремонт здания детского дома. Появился красивый зал-бар для проведения торжественных мероприятий. Но самое главное -была оборудована бащ. Не прежние в подвальном помещении душевые кабины, которые постоянно выходили из строя, приходилось в любую погоду детей водить в городскую баню. Теперь это было уютное помещение: сауна и душевые, раздевалка, отделанные деревянными панелями и украшенные деревянной резьбой. Все это стоило около 24 млн. рублей.
Успехи в учебно-воспитательной работе выделили детский дом № 1 среди других учреждений. В мае 1997 года к нам в гости приехала Наина Иосифовна Ельцина. Дети вручили ей свои подарки. Высокие гости в свою очередь подарили детскому дому цветной телевизор, видеомагнитофон, много альбомов, краски для работы воспитанников в кружке изобразительного творчества.
Как результат усилий педколлектива по повышению качества знаний школьников явилось поступление целого ряда выпускников детского дома во второй половине 90-х годов в средние специальные и высшие учебные заведения.
В 1996 году Богданова Наталья поступила в Педагогический колледж № 2, а затем закончила Сибирскую государственную академию физической культуры. Быкова Ольга окончила Омский техникум мясной и молочной промышленности.
В 1997 году Казанцева Надежда поступила на юридический факультет Омского государственного университета. Гребенников Антон поступил в Сибирскую государственную академию физической культуры. Лопатина Марина поступила Сибирский профессионально-педагогический колледж. Ткаченко Михаил поступил в Профессиональный нефтехимический лицей.
В 1^98 году Мальнева Наталья и Соколова Ольга поступили в
Професси9нальный технологический лицей.


Прыгина Надежда Константиновна
(Годы работы: с 1974 г. до 1982 г.)
Отличник народного просвещения, «Победитель социалистического соревнования 1978 г», «Победитель социалистического соревнования 1979 г».
:• ; Требовательный администратор, обладающий талантом педагогического такта. За годы ее работы директором в коллективе 8 человек окончили педагогические вузы.

Олейникова Елена Леонидовна
Работала с 1977 г. до 1998 г.    пионервожатой,
воспитателем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, директором
Работа педколлектива    на изучение
социально-психологической направленности    в условиях
детского дома. В 1997 г, у нас в гостях была Наина Иосифовна Ельцина

Любота Анна Даниловна
С 1965 г. работала заместителем директора по
учебно-воспитательной работе, а с 01.02.1982 г.
по р 1.07Л 986 г. директором
Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РСФСР,
Награждена медалью «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» и значком «За творческий педагогический труд.
Талантливый   организатор   обобщения   и   распространения передового педагогического опыта. Под ее руководством произошла реорганизация школы-интерната № 1; на его базе в     1985 г. был детский дом № 1

( Годы работы: с июля 1986 г. до августа 1991 г.)
Отличник народного просвещения.
Великолепно владел методами руководства педколлективом, направлял усилия на создание атмосферы деловитости и творческого поиска. В 19987 году детский дом был назван «Домом детства».


Кирющенко    !
( Годы работы: с 1956 г. до 1973 г.)    I
Участник Великой Отечественной войны,    . . \
Отличник народного просвещения,
Заслуженный учитель школы РСФСР,
Делегат Всесоюзного съезда учителей.
Прекрасный организатор. Благодаря энергии и настойчивости директора в школе-интернате сложилась образцовая система патриотического воспитания детей.